МИР В РАЗРЫВЕ

Можно соврать - мир лишается одной связности, но вот она иная связность. Мы ее опишем для вас, вы немножко поменяетесь, и все будет, как раньше. Можно сказать жестокую и болезненную правду - связности больше не будет, разрывы будут нарастать повсеместно и многомерно. Соврите - и вас будут любить. Скажите правду - и вас будут ненавидеть.

Мир утрачивает связность. Он становится не просто многополярным, но многополярным во многих измерениях одновременно. Разрывы в разных измерениях не совпадают. Разрывы больше не являются временными, перестают быть ведущими к новым связностям. Наоборот, многомерные разрывы становятся базовым процессом развития.

В таком мире меняется мышление. Оно становится не только непредметным, но и многомерным. Не изменение восприятия, которым занимается психоанализ, а изменение мышления, которым занимается философия, логика, методология, становится базовым процессом.

Меняется ситуация самоидентификации: идентификация как предметное внешнее отождествление самости происходит иначе - появляются иные формы предметностей: текучие, виртуальные, сетевые, многомерные.

Самоопределение (самоосознание) все больше начинает не совпадать с предметной самоидентификацией. Самоопределение во временной ситуации трансформации связностей превращается в "самоопределение в разрыве", без опоры на актуальную связность в ее традиционном понимании. Сами разрывности тоже обретают формы новых предметностей - текучих, виртуальных, сетевых, многомерных.

Меняется способ и методология целеполагания. Целепологание становится не просто постоянно процессуально переформулирующим цели или описывающим цели на разных языках, что было и раньше, целеполагание существенным образом тоже становится многомерным, текучим, виртуальным, сетевым. Виртуальные и сетевые цели перестают иметь персонализированного носителя цели - субъекта, отсюда собранные субъекты начинают приобретать большее значение.

Психологический комфорт в результате самоопределения все меньше зависит от нахождения связности для умиротворенности, т.е - разрывности и конфликты, ими порожденные, становятся психологической нормой в том числе и в управленческой деятельности.

Интеллектуальное усилие - это трудно, рефлексия - это больно. Трудность интеллектуальной деятельности и болезненность рефлексии приводят к сильному онтологическому размежеванию и расслоению не только социума, но и элиты. Без изменения подходов к образованию, мы вынуждены будем пережить шок от перехода к многомерному мышлению. Большинство, не пережившее мыслительный опыт непредметного мышления, оказываются в ситуации неадекватности. Меньшинство, не пережившее опыт многомерного мышления, оказываются в ситуации ощущения трудности интеллектуального усилия или боли (болезненности) от рефлексии.

Отношение к многомерному мышлению в социуме становится откровенно враждебным, несмотря на то, что разрушение связностей имеет онтологическую природу и что единственным способом обрести мыслительную устойчивость и совладать с многомерными разрывами, является переход к многомерному мышлению. Указывающие на разрывы заслуживают ненависти, как будто они причина этих разрывов. Ненависть к носителям многомерного мышления - это еще один разрыв, который могут пережить такие носители, но который не могут пережить нанавидящие. Чем больше их ненависть, тем более обречены ненавидящие. Мир в разрыве примут не все. Мир в разрыве примет не всех...

Сергей Дацюк


Проект "Культурные провокации"